НОВАЯ АКАДЕМИЯ

Интервью с основателем и куратором нового культурно-просветительского проекта JanusAcademy Натэллой Сперанской. О классическом и современном образовании, кризисе культуры и античном наследии.

- Натэлла, если можно, в нескольких словах – что такое третье Возрождение, которое вы обозначили как главную идею проекта Академии?

- Идея Третьего Возрождения была одной из главных культурно-философских идеологем Серебряного века русской культуры. Впервые о ней заговорил известный филолог-классик Фаддей Францевич Зелинский, русский по языку и рождению, поляк по крови и эллин по духу. Суть этой идеи заключалась в том, что европейский мир пережил два великих Возрождения Античности — Романское, это XIV-XVI вв. и Германское, которое пришлось на XVIII-XIX вв. Грядущее — третье Возрождение — по мнению Зелинского, будет инициировано третьим великим народом, а именно славянами.

Зелинский основал Союз Третьего Возрождения, куда вошли такие люди, как И. Анненский, братья Бахтины, Густав Шпет и др. Интересно, что этот Союз, провозгласивший своей целью возвращение к Античности как к живой силе, появился почти в то же время, что и движение по возрождению духа Античности на германской почве — «Третий гуманизм», — которое возглавил Вернер Йегер, автор трехтомного труда «Пайдейя. Воспитание античного грека». Третье Возрождение было грандиозным проектом Серебряного века русской культуры. И я как человек, который, во-первых, считает себя филэллином, а во-вторых, чья интеллектуальная деятельность связана с Classical Reception Studies, незамедлительно «унаследовала» идею Третьего Возрождения и сделала ее центральной как в своей просветительский миссии, так и в проекте Janus Academy.

- Хотелось бы узнать больше подробностей об Академии «Янус». Как давно Вы работаете над этим проектом и в чем Вы видите его главную ценность для России, для русского человека?

- Я отношусь к числу тех, кого по-настоящему беспокоит и ранит все, что происходит в нашей образовательной и культурной сферах. Едва ли я столкнусь с возражениями, если скажу, что кризис постиг и ту и другую. Приблизительно год назад постоянные размышления о нынешней ситуации в области образования, о культурном кризисе, об интеллектуальной пустыне, привели меня к мысли о необходимости создания новой Академии. Разумеется, у меня были конкретные интеллектуальные ориентиры: Александрийский Мусейон, Академия Платона, Флорентийская Платоновская Академия, Институт Варбурга, Академия «Теменос», Союз Третьего Возрождения. Создание Академии подразумевало и разработку новой образовательной программы, делающей возможным, с одной стороны, воспитание homo universalis, а с другой - открывающей путь к диалогу античности и современности.

Этот замысел созревал постепенно. Непосредственно к концептуальному оформлению проекта я приступила весной этого года. В течение нескольких месяцев я режиме нон-стоп занималась содержательной составляющей JanusAcademy, подбирала предполагаемых участников, а именно выдающихся философов, композиторов, литераторов, художников, театральных и кинорежиссеров, антиковедов, медиевистов, специалистов по культуре эпохи Возрождения, славистов, преподавателей древних языков и т.д. Я читала сотни статей и десятки монографий, слушала огромное количество аудиолекций, смотрела видео, читала отзывы. И все это для того, чтобы быть уверенной в том, что я выбрала самых лучших. Всего около 150 имен: половина потенциальных участников из России, половина – из Европы.

В моем блокноте, куда я записываю ближайшие планы, обозначены 5 пунктов:

1. Разработка и последовательная реализация проекта консолидации интеллектуальной и творческой элиты России (открытой для постоянного культурно-философского диалога с Европой). Сосредоточить все наиболее выдающиеся умы, все самые значительные культурные явления в едином центре. Создать при их посредстве Axis Mundi. Цель - Москва-Питер как "новые Афины".

2. Выпуск ежегодных печатных изданий (Classical studies, философия, традиционализм, метафизика искусства и др.), которые должны стать важнейшими трендсеттерами и звеньями интеллектуальной гуманитарной среды, а также полем для постоянных дискуссий с европейскими коллегами. Концепция каждого издания должна разрабатываться индивидуально, без оглядки на существующие издания похожей направленности.

3. Диалог культур: Запад-Россия-Восток. С.Уваров считал, что в силу того, что Россия находится между Востоком и Западом, она имеет прекрасную возможность выступить культурным и политическим мостом между двумя сторонами света.

4. Исследование рецепций античности в европейской и русской культуре. Установление научных коммуникаций с мировыми исследовательскими центрами, сообществами, институтами. Учреждение классических гимназий и академий при крупных государственных учебных заведениях.

5. Обращение к наследию античной философской мысли, древним языкам, литературе, мифологии и искусству. Формирование личности, обладающей высоким потенциалом мыслительной культуры, способностью к высшим формам духовно-интеллектуальной деятельности.

Можно сказать, что с этого все начиналось. Теперь о том, что касается главной ценности проекта для России и русского человека. Это неисчерпаемая тема, потому что я могу долго говорить, во-первых, о кризисе образовательной системы и, соответственно, о том, как выйти из этой фазы, а во-вторых, о кризисе культуры. Чтобы определить парадигму образования в XXI  веке, мы должны дать четкие ответы на четыре вопроса: Каков сегодня идеал образованного человека? Каковы задачи современного образования? Что должно составлять культурное ядро образования? Каким должно быть соотношение национальных и общемировых ценностей? Проект JanusAcademy во многом стал результатом правильно поставленных вопросов и найденных ответов на них.

Я думаю, Вы обратили внимание на то, что одной из главных задач проекта является создание и укрепление положительного образа России на международной арене. Осознается ли кем-то необходимость изменить сегодняшний статус русской философии, русской культуры и искусства в глазах наших европейских коллег (и, конечно, противников)? Миновали времена, когда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти приезжал в Россию, чтоб возвести Успенский собор. Кажется, столь же далеки те дни, когда «Русские сезоны» Дягилева покорили Париж (а ведь это было в 1909-м году!). Возможен ли сегодня такой диалог России с Европой? Я считаю, что возможен. Возможен и необходим.

- У проекта Академии «Янус» большой размах. То есть Вы хотите одновременно трансформировать и образовательную парадигму, и культурную?

- Вы правильно меня поняли. Проект действительно масштабный, но это не делает его невоплотимым. Сегодня, перед лицом ужасающего интеллектуального кризиса, единственное, что можно и должно делать – это мыслить масштабно. К сожалению, мы стали забывать, что образование всегда было способом наследования культуры. Меняя образовательную модель, делая те или иные образовательные тенденции доминирующими, мы неизбежно меняем и культуру. Я хотела бы особенно подчеркнуть, что ориентир на классическую модель никоим образом не означает, что следует создать «кальку» с некогда существующей программы, не принимая во внимание нынешние реалии. У дореволюционной классической образовательной модели было много недостатков. Это и крен в сторону классиков-формалистов, которые, в отличие от гуманистов, сделали основой содержания образовательной программы не античную культуру, а грамматику древних языков, и недостаток квалифицированных преподавателей, и несовершенство самих учебных программ. Я неоднократно делала акцент на том, что моя цель — не ренессанс классического образования дореволюционного типа, которое якобы должно поглотить, подобно Кроносу, все, что угрожает его абсолютному господству; я настаиваю на формировании новой образовательной модели классического типа (неоклассическое образование), адаптированной к современным реалиям. Это не калька некогда существующей системы, а новый и свежий взгляд на возможности воспитания многогранной личности, или homo universalis. Я предлагаю взять не «форму», а «семя», т.е. саму парадигму классического образования, его фундаментальные идеи, его корни, его истоки и положить их в основание новой образовательной модели классического образца. Важно понимать, что я говорю о не о попытке “налить новое вино в ветхие мехи”, а о предвосхищении будущего.

- Академия будет иметь два формата: лекторий и веб-сайт с обучающими курсами?

- Да, JanusAcademy задумана, с одной стороны, как онлайн-образовательная платформа, где будут появляться курсы лекций и любой заинтересованный человек получит к ним свободный доступ, а с другой – это классический «живой» Лекторий (Lectorium), в рамках которого на одной из культурных площадок Москвы будут проходить еженедельные лекции либо творческие встречи с российскими и европейскими философами и деятелями культуры и искусства. Общегуманитарная программа на данный момент включает в себя следующие направления:

Античная философия: Мифос и Логос

Стигматы Средневековья. Культура и философия Средних веков.

Формула итальянского Ренессанса.

Западноевропейская философия

История зарубежной литературы

История русской литературы. От Золотого века до наших дней.

Русская Античность. Античные реминисценции в русской культуре • Метафизика искусства и введение в историю искусства

Sophia Perennis. Наследие традиционалистской школы

Сравнительное религиоведение

Древнегреческий язык

Классическая латынь

Востоковедение: Египтология Индология Иранистика Aрабистика Буддология Синология Тибетология Японоведение Шумерология и др.

Междисциплинарные исследования: Ноология, когнитивистика

Специальные программы – лекции о кино, театре, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.

Кроме того, мне бы хотелось, чтобы вокруг JanusAcademy сформировалась интеллектуальная и творческая среда. Я посчитала, что на следующий день после посещения Лекториума особенно заинтересованные слушатели могли бы встречаться в неформальной обстановке, чтобы иметь возможность обсудить содержание лекций, высказать свои пожелания о деятельности Академии, и, возможно, стать ее частью, теми, благодаря кому сердце этой Академии будет биться дальше. Мне и самой будет интересно общаться с посетителями Лектория, полемизировать, создавать творческие союзы, устраивать совместные посещения художественных выставок, концертов, кинофестивалей, книжных ярмарок. Важна постоянная коммуникация между людьми, «которым не всё равно».

- Вы называете Россию мостом между Западом и Востоком. Правильно ли я понимаю, что в рамках проекта Вы хотите, чтобы Россия находилась с ними во всестороннем  диалоге: культурном, философском?

- Изучая в свое время материалы о классическом образовании в дореволюционной России, я обнаружила «Проект Азиатской Академии» С.С.Уварова. Должна отметить, что Уваров был не только министром народного просвещения, президентом Императорской Академии Наук, создателем триады «Православие, самодержавие, народность», которая стала девизом русского консервативного движения, но и блестяще образованным мыслителем, антиковедом, приверженцем влиятельного интеллектуального движения того времени – классицизма, автором исследований об Элевсинских таинствах (за что он был избран почетным членом Института Франции), Нонне Панополитанском, предгомеровской эпохе. Именно Уваров значительно усовершенствовал образовательную систему на начальном, среднем и высшем уровнях, включив в программу гимназий элементы классического образования – изучение древних языков (что оставалось фундаментом образовательной системы до 1917 года). Кроме того, Уваров внедрил в программы университетов предметы, ранее в них отсутствующие, а именно русскую литературу и отечественную историю. Он настоял на необходимости создания кафедр русской истории, литературы и языка.

Грандиозным по масштабу проектом Уварова стал «Проект Азиатской Академии». Вдохновленный идеями Ф.Шлегеля и И.Г.Гердера о Древней Индии как колыбели индоевропейской цивилизации, а также восприняв импульс европейского ориентализма, центрами которого в то время были Париж и Вена (куда Уваров ездил по дипломатическим делам), Сергей Семенович занялся разработкой «Проекта Азиатской Академии», которая мыслилась как научное учреждение для изучения стран Востока и «могла бы служить посредницею между образованностью Европы и просвещением, скрывающимся в недрах Азии».

Уваров отправил свой проект всем выдающимся европейским дипломатам и востоковедам, больше того – проект получил сам Наполеон, который отозвался о нем с большим одобрением. Одобрил его и Александр I, и Гете, и Жозеф де Местр (хотя последний высказал ряд критических замечаний). Срединное положение России (Хартленд) – между Востоком и Западом, Европой и Азией – делало ее не просто связующим звеном между двумя континентами, но и центром консолидации интеллектуальной элиты, сакральной Axis mundi – Евразией. Подразумевалось, что в Академии будет читаться 31 языковой курс и 25 курсов по литературе (арабской, китайской, санскритской, маньчжурской, персидской, турецкой, татарской, еврейской, армянской, грузинской и т.д.). Уваров как приверженец классического образования, настаивал на том, что учащиеся Азиатской Академии непременно должны знать древние языки, в особенности греческий. Постижение мудрости Востока не в последнюю очередь подразумевало ее глубинный диалог с мудростью античной Греции (праистоком греческой поэзии и философии Уваров считал Восток и постоянно напоминал о том, что такие великие мудрецы, как Гераклит, Пифагор, Фалес, Платон и др. черпали свои знания у восточных мыслителей). Несколько ранее, в 1802 году, с подобной же инициативой выступил польский писатель граф Потоцкий, известный нам как автор романа «Рукопись, найденная в Сарагосе. А еще ранее, в 1733 году, первый российский ориенталист Георг-Якоб Кер предложил свой «Проект Академии или Общества восточных наук и языков в Империи Российской».

То есть, проект Уварова выстраивал ось Восток-Античность-Россия. Я восприняла его как идею, способную гармонично дополнить проект Академии классического типа, формирующий ось Запад-Античность-Россия. Реализация обоих проектов сделает возможным полноценный цивилизационный и культурный диалог между Востоком и Западом, Азией и Европой, Традицией и современностью. Диалог, сердцем, центром, осью которого станет Россия-Евразия. Конечно, проект JanusAcademy все-таки больше проект паневропейского масштаба, но за счет внесения в его образовательную программу востоковедческих исследований, он становится более всеобъемлющим, включащим в культурный универсум русского человека европейскую и восточную традиции.

Надо сказать, что одним своим ликом Россия повернута к Западу, тогда как другим – к Востоку. Именно поэтому символом Академии стал Янус. Двуликое божество, обращенное в прошлое и будущее, как и сам проект, который ценит великое наследие прошлых столетий и одновременно является предчувствием грядущего Ренессанса. Россия, как сердцевинная Земля, Хартленд, сердце Евразии, есть центр, где встречаются Запад и Восток. Россия-Евразия – вселенский пульс, интеллектуальный и духовный оплот современного мира, тоже двулика, и потому знает, что было и что будет.

 

                      Кирилл Болдырев