Дугин А. Вертикальная топика платонизма

Дугин А.

Вертикальная топика платонизма

1. Платон создатель вертикальной топики. Эта вертикальная топика вводит самые основные понятия об Оригинале (парадигма) и Копии (икона, идол). Это основа платоновского учения. Подробно оно изложено в «Тимее». Это – Два Начала (архэ).

2. В основе этой вертикальной топики лежит опыт недостаточности данного. Или опыт Иного, нежели данное. Данное рассматривается как Копия. Значит, должен быть оригинал, если есть Копия.

3. К этому можно подойти двояко: увидев (мельком) Оригинал или ощутив предельную недостаточность (привативность) данного (что может привести к распознанию его как Копии). Оба пути есть опыт – конкретный опыт. Отсюда значение эмпиризма при прикосновении к платонизму. Без этого опыта платонизм недействителен.

4. Платонизм строится вокруг вертикали. Опыт вертикали необходим для вхождения в платонизм. На этой вертикали мы всегда внизу. Головин в свое время сказал: «мы в центре ада, там где мы, там центр ада.» Наше имманентное присутствие мы кладем в основании вертикали – мы копия. Оригинал – иное, нежели мы. Мы зеркало. Его можно разбить. Того, что в нем отражается, разбить нельзя. Платонизм плющит мир до зеркала, до машины, до механизма. Он выкапывает бездну в любой наличности и приглашает туда прыгнуть.

5. Чтобы войти в платонизм, надо научиться постоянной неизменной фиксации двойственности. Мы видим, чувствуем, воспринимаем и все это – «не то». А «то» где-то еще. «Не то» это мир становления, где правит закон «возникновения» и «уничтожения». Все пребывающее во времени, становлении – «не то». Мир Копии – мир становления. Мир Оригинала – мир неизменности. Неизменность сопрягается со становлением. Философ-платоник тот, кто постоянно способен возвести становление к неизменности, перешагнуть линию рождения-смерти перпендикулярно. Непрерывное движение по вертикали от Копии к Оригиналу, от Оригинала (мыслимого) к Копии (чувственно воспринимаемой) есть основной механизм философствования.

6. В «Государстве» в пассаже о пещере эта же топика описывается через систему наглядных фигур в театре. Выход из пещеры приводит к Оригиналу. Это пик восхождения или верхний предел взлета. Каков Оригинал? Платон описывает его через метафору зрения. Идея – это то, что мы видим, пассивное причастие от «теореин», видеть. Идея есть видимость. Почему видимость, а не звук? Аристотель объясняет: среди чувств есть иерархия по мере приближения к телу: вкус (чтобы его почувствовать надо взять вещь в себя), тактильность (надо прикоснуться), обоняние (источник запаха должен быть близко), слух (мы можем слышать далекий окрик) и зрение (оно самое далекое – молния вначале гром потом). Итак: идея – потому, что самое далекое от тела. Философия оптики: одна из гипотез, что глаз сам испускает свет, который делает вещи видимыми. Идея таким образом это свет, даль, полет. Оригинал состоит из идей.

7. Еще раз каков Оригинал? И здесь важно: он множественен и един. Единство принять проще, чем множественность. Что сложнее, то истиннее (банальность это всегда ошибка). Можно сказать, поле Оригинала открыто. Это не сухое заключение, это опыт. Философия Платона эмпирична даже в своих трансцендентальных измерениях – идеи мы постигаем с помощью опыта. Но какого? Особого опыта. Постижение идеи есть цель философии. Цель философии охватывает все. Поэтому идей много. Оригинал богат и благ. Почему «благ»? У Платона высшая идея называется «благом». Потому что он щедр, мног, полон… Его хватит на всех (философов). В мире идей нет экономии.

8. Копия имеет два значения Копия как Не-Оригинал и Копия как Копия Оригинала. Как Не-Оригинал Копия отличается от Оригинала. Как Копия Оригинала она его воспроизводит. Так создается два движения: От Оригинала и К Оригиналу. Эти два движения есть космогенез и философия. Космос становится действительным когда некто (демиург) творит Копию, отталкиваясь от Оригинала. Копия распознается как Копия Оригинала, когда философ возводит Копию к Оригиналу, догадавшись о том, как оно на самом деле. Философ есть «сотер», он спасает мир.

9. Структура мира и структура человека у Платона тождественны. В центре и того и другого – душа-бабочка. Душа-бабочка вмещает в себе оба движения и От и К. В Космосе Мировая Душа-Бабочка творит, вращает и отталкивает от себя, а также оживляет и возвращает к Оригиналу. Мир – полноценное живое существо по Платону. Мир живет как организм. Человек это другое имя для души-бабочки. Человек не что иное как бабочка. Все остальное в нем – лишнее, его может и не быть. В человеке осуществляется космогенез (его телесность, ритмы, движения – самое правильное движение кружится на одном месте или водить хороводы), падение и восстановление (это его душа взлетает к миру истока, к Оригиналу). Человеком человек становится только тогда, когда начинает заниматься философией. До этого он недочеловек, фрагмент человека, заусенец. Человек есть тот, кто возводит Копию к Оригиналу, будучи использованным для того, чтобы предварительно учредить копию как таковую.

10. Платоновская топика может быть интерпретирована двояко – дуально и недуально. Дуальный платонизм (позже он даст место гностицизму) противопоставляет Копию Оригиналу, то есть интерпретирует Копию как Не-Оригинал и это абсолютизирует. Демиург (создатель космоса) становится злым. Начинается битва против Копии за оригинал, против этого ради иного. Правильно? Да совершенно правильно. Дуальный платонизм вполне философски легитимен. Недуальный платонизм интерпретирует Копию как Копию Оригинала. То есть демиург здесь добрый и космос есть лучшее из творений, так как в каждой детали светит идея, Оригинал. Дуальность Копии – Оригинала снимается через осознание их тождества, точнее абсолютности Оригинала, который настолько благ, что учреждает наряду с Собой и еще Не-Себя, чтобы всему было место, даже становлению.