Деконструкция-2

Вышел в свет второй номер философского альманаха "Деконструкция". 

Приобрести этот и предыдущий выпуск альманаха "Деконструкция" можно через сетевой магазин evrazia-books.ru или позвонив по тел. +7(495)9390373 ии +7(495)7836866.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Раздел 1. Материалы семинаров «Деконструкция» 

 

(весенний семестр 2011 года) 

 

Семинар № 1 Мифоанализ как метод 

 

Обзор...................................................11 

Дугин А. Г. Мифоанализ как метод  .........................  15 

Сперанская Н. В. «Жестокий театр» как практическое  исследование имажинэра.............................  19 

Кузнецов А. А. Mundus imaginalis Анри Корбена:  воображение в исламе ...............................  36 

Канищев П. А. Социология воображения Дитмара Кампера......44 

Коваленко А. А. Социологическое воображение  Чарльза Миллса......................................46 

 

Семинар № 2 Этносоциология: новая герменевтика общества 

 

Обзор...................................................52 

Дугин А. Г. Этносоциология мысли ..........................56 

Коваленко А. А. Европейский Союз:  опыт этносоциологического анализа ....................61 

Василенко С. Б. Конструирование новых идентичностей: 

 сравнительный опыт России и Франции  на примере мигрантов с Кавказа........................70 

Багдасарян В. Э. Этнос и проблема  цивилизационной идентичности........................74 

Дмитриев И. Б.  Этносоциологические предпосылки  возникновения европейской философии .................79 

 

Семинар № 3 Возможность русской философии 

 

Обзор...................................................85 

Дугин А. Г. Возможность русской философии: 

 хаос, имажинэр, лицо Земли 

 (к русской философии глубин) .........................92 

Дмитриев И. Б. Субъект к хаосу .... ........................98 

Медоваров М. В. Значение учения Н.Ф. Фёдорова для будущей русской философии .... ..................104 

 

Семинар № 4 Морфология времени: 

структуры, онтология, работа со временем 

 

Обзор..................................................111 

Дугин А. Г. Время и его парадигмальные вариации.............115 

Жигалкин С. А. Вертикальное время  концепции вечного возвращения.......................126 

Савин Л. В. Рационализация времени .... ...................137 

Дмитриев И. Б. Время-смерть в философии Э. Левинаса.......144 

 

Раздел 2. Актуальные тексты и философские рефлексии 

 

Трошкина М. Ю. Воображение в концепции Ж. Лакана.  Между Эдипом и Субъектом ..........................151 

Сперанская Н.В. Образ Бога. Эрос Бога .....................157 

Сперанская Н.В. Эпистрофе как восстание. Добродетельный Град Аль-Фараби....................................186 

Заньковский А. Несчастнейший и его γνωσις..................190 

Дугин А. Г. Вертикальная топика платонизма.................198 

Дугин А. Г. Политический платонизм и его  политологические основания..........................201 

Дмитриев И. Б. Отложенное присвоение Гераклита ...........210 

Дмитриев И. Б. Имманентная критика  европейского философского логоса ....................214 

Макаров А. И. Платон и современная теория  надындивидуальной памяти ................ ..........220

 


 

Вступительное слово

 

 

Выпуская второй номер альманаха «Деконструкция», содержаще- 

го материалы регулярного семинара Центра Консервативных Иссле- 

дований социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 

которые приоритетно посвящены философским и социологическим 

проблемам, мы посчитали полезным сказать несколько уточняющих 

слов о его названии. 

Термин «деконструкция» сделал популярным Жак Деррида, пред- 

ложивший рассматривать любой дискурс как текст и подвергать его в 

таком качестве структуралистскому анализу. То есть, деконструкция 

есть операция по контекстуализации дискурса в его базовой структу- 

ре, что позволяет четче опознать его семантическую нагрузку, выя- 

вить в нем адресатов, клише, пласты цитирования и схемы аллюзий. 

Этот термин был напрямую скалькирован с термина «Destruktion» 

и точнее, с  «phaenomenologische Destruktion», который появляется 

на первых страницах «Sein und Zeit»1 Мартина Хайдеггера. У Хай- 

деггера «деструкция» или «феноменологическая деструкция» озна- 

чает операцию по нахождению каждой философской доктрине или 

автору точного места в логике развертывания западно-европейской 

метафизики от досократиков до Ницше, как этот процесс расшифро- 

вывал сам Хайдеггер, строя свою фундаменталь-онтологию.2 Нечто 

подобное имел в виду и Деррида, только в более общем контексте. 

Вот это расширение хайдеггеровского метода исторической контек- 

стуализации мы и взяли за содержание концепта «деконструкция». 

При этом отсылка к Дерриде для нас в этом вопросе была не принци- 

пиальной, так как никакого специального почтения к этой фигуре и 

его философии мы не испытываем. Однако то, что он расширил зна- 

чение весьма релевантного хайдеггеровского термина «деструкция» 

 

и сделал это понятие популярным в постмодернистской среде, за- 

служивает только похвал.  В конечном итоге, следовало объясниться: 

для нас «деконструкция» -- это корректное размещение философско- 

го или социологического дискурса в контексте истории философии 

(западной и незападной) и в социологическом поле. При этом мы не 

хотим жестко привязывать эту процедуру ни к хайдеггеровской мо- 

дели философско-исторического процесса, ни (тем более) 

к специфическим идеям Дерриды или других постмодернистов. 

Привлечение социологического контекста  в данном случае не 

случайно. Мы глубоко убеждены, что именно социальность во всем 

ее историческом и этническом многообразии формирует основные 

силовые линии семантического поля. Мы исходим из принципа со- 

циологического плюрализма и структурной социологии, то есть при- 

знаем за каждым обществом право на создание своих самобытных 

семантических структур, которые корректный ученый должен по- 

стигать и понимать, а не оценивать. Поэтому деконструкция приоб- 

ретает дополнительное измерение: это контекстуализация дискурса 

в конкретике данного общества в том или ином историческом мо- 

менте его существования. 

На этой общей идее философской и социологической деконструк- 

ции основаны все четыре тематических семинара, чье содержание 

представлено в данном сборнике. 

Первый семинар посвящен разбору некоторых наиболее актуаль- 

ных аспектов социологии воображения , построенной на теориях 

французского социолога Жильбера Дюрана. Доклады участников 

рассматривают релевантность «мифоанализа» как герменевтиче- 

ского метода, предложенного Ж.Дюраном; роль воображения в «же- 

стоком театре» Антонена Арто; функции воображения в исламской 

мистике на основе трудов А.Корбена; теорию письма как боли у не- 

мецкого философа и социолога Дитмара Кампера и различия между 

«социологией воображения»3 Жильбера Дюрана и «социологиче- 

ским воображением» американского социолога Ч.Р.Миллса. 

 Второй семинар отсылает нас к релевантности этносоциологии 

как особого направления в социологии и антропологии.2 В докладах 

освещаются зависимость структур мышления от этносоциологиче- 

ской специфики общества; проблемы этноса и его статуса 

в Европейском Союзе; вопросы идентичности мигрантов во Фран- 

ции и в России; влияние индоевропейской этничности на возникно- 

вение западно-европейской философии и структуры цивилизацион- 

ной идентичности. 

Третий семинар представлял собой творческий прорыв в тонкую 

философскую тему обоснования возможности русской философии

исходя из социологической, культурной и исторической специфики 

русского общества. На семинаре рассматривались концепты русско- 

го имажинэра, хаоса, научная метафора «лица Земли», теории «фи- 

лософии глубин» (по аналогии с «психологией глубин» К.Г.Юнга); 

хаос в философии Общего Дела Н.Ф.Федорова; проблема столкно- 

вения хаоса и субъекта. 

Заключительный четвертый семинар поставил в центре внимания 

проблему времени – в философском, онтологическом, социологиче- 

ском смыслах. Были описаны концепты «вертикального времени», 

«вечного возвращения», «темпоральных структур»; исследовано 

представление о времени в кашмирском адвайто-шиваизме; поднят 

вопрос о рационализации и оптимизации времени в современных 

высоких технологиях; проанализоровано отношение ко времени в 

философии Э.Левинаса. 

Несмотря на широкий разброс тем, общей линей, объединяющей 

данный альманах, является именно базовый метод построения пу- 

бликуемых в нем докладов и исследований: все они основаны на кон- 

текстуализации рассматриваемых проблем, теорий, идей, концептов, 

терминов в привязке к философской и социологической семантике 

конкретной исторической, социальной, этнической и религиозной 

среды. Иными словами, все они представляют собой примеры де- 

конструкции в самом широком понимании этого слова. 

Мы планируем и в дальнейшем продолжать выпуски материалов 

философского и социологического характера и полностью открыты 

в этом вопросе к сотрудничеству со всеми интеллектуальными сре- 

дами, учеными и отдельными авторами. 

 

                                д. пол. н. А. Г. Дугин 

Директор Центра консервативных исследований 

 


 

1 Heidegger M. Sein und Ziet. Tubingen, 1967. 
2 Дугин А. Мартин Хайдеггер. Философия другого Начала. М.:Академический проект, 2010. 
3 Дугин А. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011. 
4 Дугин А. Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии. М,: Академический проект, 2010.